[personal profile] napolili
Посмотрела недавно фильм "Чудо", снятый по самарской городской легенде, окрещенной в народе "Стояние Зои" или "Каменная Зоя".

В самой легенде говорится о девушке, которая во время празднования нового 1956 года в компании друзей не дождалась своего возлюбленного Николая и от обиды, что все уже танцуют, а её "прокатили", решила начать танцевать с иконой св. Николая, которая стояла там же в доме. И вот по свидетельствам очевидцев, как только она пустилась в пляс с иконой, так тут же впала в кататонию, стала столпом и недвижно стояла вплоть до Пасхи. И всё это время её не могли сдвинуть с места, в её кожу не входили иголки шприцев. Советская власть решила, что это происки американцев, имеющие целью подорвать Советскую власть. Вокруг дома выставили охрану, которая однако не могла помешать паломничеству в окрестностях.

В этой истории не ясно вообще ничего, плоть до истинности самого факта стояния с иконой. Власти в то время всё активно отрицали, но одновременно в газетах на эту тему почему-то выходили статьи.

Есть версия, что молодёжь действительно танцевала с иконой, проходящая мимо монахиня (!) послала им проклятие (!), а мать одного из молодых людей стала распускать в городе слух, что проклятие исполнилось. И какая-то другая женщина с психическими отклонениями построила у себя в голове стройный сюжет на эту тему со своим собственным участием, о котором и раструбила по городу.

По другой версии, очень верующая мать девушки запрещала той справлять новый год из-за рождественского поста, но дочка не слушалась, и тогда мать ушла вечером в церковь молиться, чтобы дочь образумилась, а тем временем Зоя взяла икону и в ответ на боязненные комментарии друзей, что, мол, грех это, сказала, что если есть бог, то пусть её покарает. Тут странно, что у неё вдруг в разгар советской власти такие богобоязненные друзья-сверстники.

О том, как Зоя "оттаяла", тоже есть разные версии. Где-то говорится, что местный митрополит сказал, что та на Пасху перестанет стоять, и так и случилось. Где-то приплели какого-то таинственно исчезающего и похожего на св. Николая старца, который ехидно интересовался, тепло ли тебе девица не устала ли она стоять. В фильме "Чудо" всё вообще случается благодаря Хрущёву. Тот всё разруливает, находит для "ритуала" подростка-девственника, который легко вытаскивает икону из рук Зои, и та просыпается.

По итогам анализа этой истории можно сказать, что народу бог не нужен. Народу нужно Чудо. И его-то народ и принялся придумывать на все лады то ли из какого-то реального факта, раздутого до размеров чуда, то ли из чьей-то богатой фантазии.

Фильм "Чудо" Прошкина не слишком отличается от легенд. Зашуганая мать живёт в избе с прогрессивной и довольно грубой и бесцеремонной дочкой. Та наказывает матери выкинуть из дома иконы. Мать соглашается унести их при условии, что останется одна, со св. Николаем. И уносит их в ближайшую церковь. Дочка прогибает мать ещё больше и просит на новый год уйти из дома, чтобы не мешать ей праздновать с друзьями. Ну и дальше - стандартно, её возлюбленный не приходит, она берёт икону и так с ней и остаётся в обнимку. Набегает милиция, КГБ ставит вокруг кордон, иглы ломаются о кожу, топоры и стамески не берут деревянный пол, девушка дышит, но не подаёт иных признаков жизни и постепенно покрывается пылью и плесенью. Мать выводят из сюжета через несчастный случай, чтобы не мешалась.

Очень много времени отводят противодействию местной церкви и советской власти. При всей неприглядности персонажа Маковецкого, местного уполномоченного по делам религий, который на самом деле является юрким прагматиком и защищает спокойствие в городе и интересы своих боссов в партии, именно он, мне кажется, к богу ближе, чем патриархальный священник и все его немногочисленные прихожанки-бабушки. Священнику для веры в бога нужна церковь, нужны прихожане, нужно уважение к традиции. Бабушкам для веры в бога нужно чудо. А Маковецкому ничего не нужно. В проповеди, которую он пишет для священника, чтобы тот донёс её до прихожан, написано: "Разве сама жизнь не кажется вам самым верным чудом? Вокруг нас миллиарды мёртвых планет, грубая неодушевленная Господом материя. И вдруг на маленькой голубой планете – полуразумные животные, красота лесов, радость материнства. Какого еще чуда вам надо? Главное чудо на Земле доступно каждому из вас – звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас." И тут сценаристы удачно процитировали Канта, который говорил: "Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас."

***

Если эта история действительно имела место, то можно пофантазировать на тему того, что могло стать её причиной. Я думаю, мать там сыграла не последнюю роль. Она могла с самого детства понемногу программировать дочь на сверхъестественную силу всей религиозной атрибутики. Даже если дочь и была комсомолкой, атеисткой и материалисткой, подсознательный сильнейший страх перед сверхъестественными силами мог опутать её целиком, и нужен был лишь небольшой пинок, чтобы клетка захлопнулась.

Что могло бы помочь захлопнуть клетку, это определённые психо-энергетические тенденции в душе у девушки. Например, склонность самоуничижаться, корить себя, брать на себя вину, неосознанно жаждать наступления наказания, чтобы избавиться от гнетущего чувства вины. Неизвестно, какие у неё были отношения с молодым человеком и какие были ожидания на его счёт на праздник и ближайшее будущее, но это тоже бесспорно могло добавить энергии той сущности, которая сжималась вокруг неё.

Сильная обида - это энергетически мощная воронка. Плюс подсознательное сильное желание наказания. Плюс нарушение религиозного табу. Плюс, возможно, высокая гипнабельность, а значит и внушаемость самой себе - власть собственных громких мыслей над своей психосоматикой. Ну, и мысли и молитвы самой матери конкретно в тот вечер могли очень сильно повлиять на происходящее в душе у дочери. Быть той самой неприметной ямой на дне реки, из-за которой поток значительно ускоряется вниз по течению.

Date: 2017-06-12 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] cybermalakh.livejournal.com
не помню в каком-то гипнотическом состоянии тело каменеет, и стекло с ножами не режут. Самогипнозом скорей всего такое и можно было бы объяснить.

Date: 2017-06-12 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Говорят, у берсерков и у древних гречанок (не помню, как они называются), которые впадали в исступление, тоже была сопротивляемость к физическому воздействию и невероятная физическая сила. Берсерков реально стрелы и мечи не брали, отскакивали от них. Но они вполне себе двигались, так что неуязвимость не завязана на кататонию. Хотя эти два состояния, наверное, могут сопутствовать. Но мне интересно, что такое завертелось в голове у человека, чтобы в это состояние впасть самостоятельно на очень глубоком уровне.

Profile

napolili

July 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 21st, 2017 08:36 am
Powered by Dreamwidth Studios