[personal profile] napolili
Начало: фильм "Экстрасенсы" (2014)

***

В "Острове" рассказывается история предателя родины и убийцы, ставшего монахом и старцем, прокачавшимся до "прозорливости". Если современным языком, то домолился мужик до экстрасенсорных способностей и целительского дара. И вот к нему едут люди с малыми и большими бедами. А отец Анатолий этот, в перерывах между помощью людям, всё кается-кается-кается. Не может самому себе простить, что во время Второй Мировой трусливо сдал капитана своей баржи, Тихона, немцам, а потом, когда они потребовали от него пристрелить капитана, он, нечаянно выстрелил, и Тихон раненый упал за борт. Сам Анатолий после взрыва немцами его баржи тоже чуть не умирает, но его прибивает к берегу, где его подбирают и выхаживают местные монахи. Он проводит в монастыре всю жизнь, уверенный, что Тихон погиб, и никому не рассказывает о своём предательстве. Не в силах простить сам себя, продолжает каяться и ожидать от мира хоть какого-то знака, что бог (то есть его Высшее Я) его простил, что развязался в нём самом, вывернутом наизнанку во внешний мир, этот узел.

Однажды к нему приезжает один адмирал со своей бесноватой дочкой Настей. У той от потери в военных учениях мужа помутился рассудок. Анатолий увозит девушку на необитаемый остров и изгоняет из неё беса, тем самым излечивая. Потом в процессе беседы с её отцом узнаёт в нём Тихона - главный узёл своих страданий.

В этом фильме главному герою так же, как и в "Экстрасенсах", помогает обрести прощение и возвращение в мир Анима, которую он спасает. В юнгианской теории Анима - это принцип гармоничного единения мужчины с миром. Любой антагонизм в душе мужчины создаёт для него образ врага вовне и организует его быт на борьбу со всеми его проявлениями. Анима же успокаивает, снимает противостояния и дарит мир.

Если бы Анатолий с самого начала не мучился и простил себя, не образовалось бы в его поле никакого Тихона, и Анима бы проявлялась в жизни как-нибудь по-другому, а не в виде нуждающейся в исцелении от одержимости девушки. Тихона, возможно, не было бы вообще в той реальности, где Анатолий живёт, и сценарий с его смертью был бы истинным. Или же, если он действительно выжил, жизнь Анатолия просто сложилось бы таким образом, что он никогда не узнал бы о существовании такого адмирала. Своими молитвами и уничтожением той субличности, что совершила непростительное преступление, Анатолий утверждается на той линии жизни, где Тихон выжил и за счёт пережитых испытаний сделал головокружительную военную карьеру. И их воссоединением и долгожданным прощением становится женский образ, восстанавливающий связь Анатолия с миром и дарующий мир его душе.

В отличие от режиссёра "Экстрасенсов", у Лунгина не вышло виртуозно наделить дополнительными смыслами второстепенных персонажей вокруг Анатолия, чтобы сделать их полноценными участниками его психодрамы. Я даже думаю, Лунгин такой цели не ставил и любые совпадения по смыслам случайны.

Так, завидующий сиддхам Анатолия отец Иов и нерадивый в вере отец Филарет могут играть роли Тени Анатолия - то, в чём Анатолий сам себе не признаётся в своих отношениях с Богом, но что составляет фундамент его покаяния. Изнутри своей вины он неосознанно завидует тем, кто живёт спокойно без мук совести (проекция на отца Иова), и запертый в клетке своего покаяния он постоянно себя подхлёстывает в практиках веры, т.к. без них не верит во всемогущество и всепрощение своего Бога (проекция на отца Филарета). Однако Анатолий после периода подколок обоих монахов показывает терпение и великодушие к ним и активно им помогает в духовном росте, что говорит о том, что со своей Тенью он работает нормально.

Среди тех, кто к нему приезжает, неплохо вписывается в его психодраму только пожилая женщина, у которой пропавший на войне муж оказывается живым и к тому же живущим во Франции, а сама она внезапно имеет хорошие шансы уехать к нему из Советского Союза, что в 70-х, когда разворачиваются события фильма, кажется нереальным. Ситуация этой женщины могла быть вестью для Анатолия, что тот, кого он считал умершим, жив, добился высокого положения и скоро выйдет с ним на контакт. Анатолий убеждает женщину оставить своё хозяйство и продать любимого хряка, что отдалённо намекает на грядущий для него самого экзорцизм для Насти (как Иисус перенёс злых духов из одержимого в стадо свиней). Другие персонажи, приехавшие за исцелением или благословением к Анатолию, относятся к его субличностям лишь с большой натяжкой. Так, можно притянуть к попыткам спасения Тихона в прошлом спасение Анатолием двух мальчиков - одного, уже большого, от ампутации ноги, а другого, ещё неродившегося, от аборта случайно залетевшей молодухи. Но это уже мои фантазии и поиски скрытых смыслов в фильме.

Печально, что фильм заканчивается добровольной смертью Анатолия после того, как его гештальт оказался развязанным. Как-будто вся его жизнь свелась именно к проработке только этой одной ситуации, искуплению греха молодости, и всё, что могло наполнить его жизнь за её пределами, оказалось отброшено. Да, он типа стал святым, освободился, но какой-то это немного эгоистичный путь. Как-будто человек был не канатом, который мог бы дальше виться и виться, а простым узлом без начала и конца.


Продолжение:
"Песнь тьмы" (2016)
"Запретное царство"
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

napolili

September 2017

S M T W T F S
      1 2
3 4 5 6 7 8 9
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 24th, 2017 07:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios