[personal profile] napolili
Нашла в интернете ответ женщине, которая во время Второй мировой написала мужу о том, что ушла к другому. Письмо перехватили однополчане мужа и попросили Константина Симонова написать ответ. После стихотворения напишу мои мысли на эту тему, которые кардинально отличны от мыслей абсолютно всех лайкеров.


Открытое письмо
1943

Женщине из г. Вичуга

Я вас обязан известить,
Что не дошло до адресата
Письмо, что в ящик опустить
Не постыдились вы когда-то.

Ваш муж не получил письма,
Он не был ранен словом пошлым,
Не вздрогнул, не сошел с ума,
Не проклял все, что было в прошлом.

Когда он поднимал бойцов
В атаку у руин вокзала,
Тупая грубость ваших слов
Его, по счастью, не терзала.

Когда шагал он тяжело,
Стянув кровавой тряпкой рану,
Письмо от вас еще все шло,
Еще, по счастью, было рано.

Когда на камни он упал
И смерть оборвала дыханье,
Он все еще не получал,
По счастью, вашего посланья.

Могу вам сообщить о том,
Что, завернувши в плащ-палатки,
Мы ночью в сквере городском
Его зарыли после схватки.

Стоит звезда из жести там
И рядом тополь — для приметы...
А впрочем, я забыл, что вам,
Наверно, безразлично это.

Письмо нам утром принесли...
Его, за смертью адресата,
Между собой мы вслух прочли —
Уж вы простите нам, солдатам.

Быть может, память коротка
У вас. По общему желанью,
От имени всего полка
Я вам напомню содержанье.

Вы написали, что уж год,
Как вы знакомы с новым мужем.
А старый, если и придет,
Вам будет все равно ненужен.

Что вы не знаете беды,
Живете хорошо. И кстати,
Теперь вам никакой нужды
Нет в лейтенантском аттестате.

Чтоб писем он от вас не ждал
И вас не утруждал бы снова...
Вот именно: «не утруждал»...
Вы побольней искали слова.

И все. И больше ничего.
Мы перечли их терпеливо,
Все те слова, что для него
В разлуки час в душе нашли вы.

«Не утруждай». «Муж». «Аттестат»...
Да где ж вы душу потеряли?
Ведь он же был солдат, солдат!
Ведь мы за вас с ним умирали.

Я не хочу судьею быть,
Не все разлуку побеждают,
Не все способны век любить,—
К несчастью, в жизни все бывает.

Ну хорошо, пусть не любим,
Пускай он больше вам не нужен,
Пусть жить вы будете с другим,
Бог с ним, там с мужем ли, не с мужем.

Но ведь солдат не виноват
В том, что он отпуска не знает,
Что третий год себя подряд,
Вас защищая, утруждает.

Что ж, написать вы не смогли
Пусть горьких слов, но благородных.
В своей душе их не нашли —
Так заняли бы где угодно.

В отчизне нашей, к счастью, есть
Немало женских душ высоких,
Они б вам оказали честь —
Вам написали б эти строки;

Они б за вас слова нашли,
Чтоб облегчить тоску чужую.
От нас поклон им до земли,
Поклон за душу их большую.

Не вам, а женщинам другим,
От нас отторженным войною,
О вас мы написать хотим,
Пусть знают — вы тому виною,

Что их мужья на фронте, тут,
Подчас в душе борясь с собою,
С невольною тревогой ждут
Из дома писем перед боем.

Мы ваше не к добру прочли,
Теперь нас втайне горечь мучит:
А вдруг не вы одна смогли,
Вдруг кто-нибудь еще получит?

На суд далеких жен своих
Мы вас пошлем. Вы клеветали
На них. Вы усомниться в них
Нам на минуту повод дали.

Пускай поставят вам в вину,
Что душу птичью вы скрывали,
Что вы за женщину, жену,
Себя так долго выдавали.

А бывший муж ваш — он убит.
Все хорошо. Живите с новым.
Уж мертвый вас не оскорбит
В письме давно ненужным словом.

Живите, не боясь вины,
Он не напишет, не ответит
И, в город возвратись с войны,
С другим вас под руку не встретит.

Лишь за одно еще простить
Придется вам его — за то, что,
Наверно, с месяц приносить
Еще вам будет письма почта.

Уж ничего не сделать тут —
Письмо медлительнее пули.
К вам письма в сентябре придут,
А он убит еще в июле.

О вас там каждая строка,
Вам это, верно, неприятно —
Так я от имени полка
Беру его слова обратно.

Примите же в конце от нас
Презренье наше на прощанье.
Не уважающие вас
Покойного однополчане.


***

Это потрясающе поэтический способ навесить на женщину чувство вины или очень сильно усугубить уже висящий у неё на душе груз! Симонов ссылается на какие-то её резкие фразы в письме мужу, что лично мне говорит о том, что она сделала не свойственное женщинам того времени усилие - написать солдату, что она бросает его, и резкими фразами помочь ему забыть её. Чтобы не мечтал о ней больше, чтобы внутри себя обзывал её сукой и потаскухой, чтобы отсоединился от неё, освободил и освободился сам. Можно подумать, что она в 43-м в небольшом городке в глуши Ивановской области каталась, как сыр в масле, и предавалась плотским удовольствиям. Немалое мужество должно быть у женщины, чтобы это написать и отправить мужику на передовую.

Сильная женщина, не сдавшаяся войне, которой сдался её муж; самостоятельно принявшая решение о своей жизни; отважившаяся ему об этом написать.

Что она за это получила? Публичное чтение её письма всей ротой. Групповое осуждение чудом выжившего пушечного мяса. Несколько страниц обвинений от того, кого это вообще никак не касается, который взял на себя роль выразить мнение всех солдат. Причём подано это в такой форме, что неминуемо станет проклятием женщины до конца её жизни, какой бы сильной она ни была. Вина - это страшная штука. Как раз об этом я писала в недавней серии постингов о фильмах о вине и прощении.

И какой элегантный инфантилизм! Сорвать злость на той, которая никому ничего не должна. Очернить решения, принятые женщиной самостоятельно и в крайне неблагополучной для этого обстановке в отсутствие мужчины, вся глобальная роль которого в мироздании свелась к тому, чтобы покорно идти в общем строю на убой. Миллионы мужчин тогда оказались загнанными и пущенными в мясорубку идей высоких кабинетов. А те, что пошли сами, оказались лишь носителями спущенной из одного из высоких кабинетов идеологии. Война, борьба идей - это естественный процесс в природе, благодаря которому природа эволюционирует и развивает в себе новые функции и состояния. Один поток поглощает другой. Иной - противостоит целому вортексу потоков и за счёт своего упорства сдвигает или разбивает вортекс. Но это не значит, что участники какого-то потока благороднее всех остальных или благороднее глубин. Это не значит, что они имеют право осуждать тех, кто не они и кто их не поддерживает.

В этом мире никто никому ничего не должен. Пред лицом Жизни должна только мать ребёнку до достижения им полового созревания, когда природой подразумевается обретение самостоятельности, но пред лицом Вечного Возрождения она не должна даже этого. Все остальные связи должествования в идеале добровольны и ни в коем случае не влекут за собой наказание и проклятия при их одностороннем разрыве. Показывать фрустрацию на кого-то, кто перестал питать тебя через какую-то связь - это утверждать себя в роли инфантильного и зависимого существа, это проявлять детскую агрессию, пытаться спасти свою важность, закрепиться в старых структурах.

Date: 2017-06-28 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
К этой теме

Высоцкий - Полчаса до атаки...
https://www.youtube.com/watch?v=5-RvsFuXFug

Date: 2017-06-28 11:54 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Человек, который живёт только внешними по отношению к себе людьми и вещами - пустая оболочка. И главное, всё есть у них, чтобы цельными людьми стать, а не пользуются возможностью.

Date: 2017-06-28 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] valuh.livejournal.com
Спасибо!

На самом деле Симонов совершил большую бестактность, публично указав конкретный город.
ВСЕ женщины г. Вичуги оказались под подозрением.
В результате, одна хорошая женщина - строгая и справедливая учительница русского языка и литературы - стала жертвой этого подозрения и всю жизнь вынуждена была оправдываться, что это не она!

И это, действительно, была не она.

Офицеры полка просили Симонова, как мастера литературного слова, просто написать ответное письмо женщине, чтобы было крепко, но без мата.
Он обещал это сделать, но не сделал... Письмо и адрес, видимо, потерял, как звать женщину забыл. Но так как он дал слово офицерам, то и родилось это стихотворение с указанием конкретного города...

Может быть, когда-нибудь расскажу как звали ту женщину, о которой написал Симонов, как звали её погибшего мужа и какой он совершил подвиг. И также о невинной женщине, которой Симонов испортил её долгую жизнь.

Date: 2017-07-15 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] daelgaer waergaer (from livejournal.com)
А вот если бы ситуация была немного другая. Война заканчивается, жена прождала мужа несколько лет. И тут приходит письмо от него с резкими словами и заявлением: не жди, у меня другая, сама понимаешь, три года это слишком долго. Он тоже правильно поступил, когда писал грубо? Когда предал?

Date: 2017-07-15 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Нам самим предстоит пережить всё несоответствие окружающего мира нашим ожиданиям.

Если такая брошенка найдёт в себе силы тихо уйти и построить своё счастье вопреки всему, то, во-первых, у неё появится такая сила, которая мало у кого есть, и во-вторых, её молчание может висеть грузом вины на грубом муже. Где-то в Мироздании он будет ей должен. И только если она его поймёт и простит, ему где-то там в его маленьком мирке станет легче.

А если она ему устроит скандал с угрозами суицида и с вынесением на партийное разбирательство, то он ещё больше уверится, что был прав, и с душой с ней пособачится. Или, если партия принудит, то в этом мире станет на троих больше несчастных, и на двоих - слабых и предавших себя.

Date: 2017-07-16 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] daelgaer waergaer (from livejournal.com)
Ну, это то да. Но я о другом. Женщина поступила плохо и наверняка ее мучила совесть, то есть она осознавала, что поступила нехорошо. Плохой поступок заслуживает осуждения. И когда начинают говорить: "Симонов - бука, осудил бедную женщину" (подразумевается, что плохое не должно осуждаться) просто напросто размывают понятие о справедливости.

Date: 2017-07-16 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Оставьте богу право судить и определять меру справедливости. Ни один человек не чист в достаточной степени, чтобы судить чей-то свободный выбор и чтобы говорить об общей для всех справедливости. Единственное, в чём, возможно, эта женщина была не права, это в том, какими словами она сформулировала своё решение. Но мы тут не знаем, чем мог быть обусловлен такой подбор слов. Может, этот её муж жесток с ней был, бил её, унижал, все деньги пропивал.

Date: 2017-07-16 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] daelgaer waergaer (from livejournal.com)
Я не христианин и не признаю за богом/богами права судить людей. Мы тут сами должны разбираться со своими делами. Есть различные нормы морали, присущие различным историческим периодам, сложившиеся в результате адаптации к сложившимся условиям. Ее поступок однозначно подлежал осуждению в то время. Да и сейчас тоже не многое изменилось. Конечно мы не знаем всех подробностей, но не стоит придумывать истории оправдывающие одну из сторон. Понятно, в жизни случается всякое и люди по разному выходят из сложных ситуаций. Наверняка ее поступок не единичен. Женщины в тылу уходили к другим мужчинам, мужчины возвращались с войны с новыми женами. Дело житейское. Сам поступок банальный и не интересный. Для меня просто странно, что он преподносится как нечто похвальное. При этом говорится, что женщина никому ничего не должна и об инфантилизме Симонова и других мужчин. Отсутствие осознания своих обязанностей это как раз один из признаков инфантильности. Обязанности - это обратная сторона прав. Без обязанностей не может быть и прав. Мы все связаны обязательствами друг перед другом, выполнение которых дает нам права.
Мужчина обязан защищать свою семью, защищать право на жизнь своих женщин и детей, пусть даже и ценой своей жизни. Иногда для этого ему приходится надолго покидать дом. Неужели женщина при этом никому ничего не должна?

Date: 2017-07-16 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Я тоже не христианка, а бог - понятие универсальное, типа кармы, вселенского закона. С позиций моего опыта мне видно, что каждый раз, когда человек судит, он создаёт в своём поле "козла отпущения", на которого перекладывает свою фрустрацию от несоответствия мира его ожиданиям.

Да, возможно, это крайне неполезное для общего развития человека явление было частью общественной морали в отдельные эпохи. Но я живу в 21 веке в развитой стране, и мне любопытно проанализировать слабости людей прошлых эпох, чтобы мне самой понять, какой мне быть не надо. Проблема ещё в том, что и в наше время большинство людей имеют внешний локус - сваливают на внешние обстоятельства ответственность за свои чувства. В моих планах на моё личное развитие - стараться такого избегать и то же самое советовать моим клиентам. Внутренний локус и умение построить своё счастье своими руками без прогибания под окружающий мир - это самый полезный навык для человека. И не важно, в чём заключаются требования этого окружающего мира - в соблюдении "морали", в соответствии "норме" или в шагании в "общем строю".

Date: 2017-07-16 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] daelgaer waergaer (from livejournal.com)
Ну, на счет фрустрации и внешнего локуса спорить не буду (вам как психологу видней). Но нормы морали это результат коллективного опыта. Если что-то сохранилось и проверено поколениями, значит это реально помогает и обществу и отдельным его членам выжить в этом мире. И именно декларирование и защита обществом (в лице своих членов) моральных устоев помогает снизить количество ситуаций, когда человек становится "жертвой" своей фрустрации. И любые отдельные исключения тут только подтверждают правило.
На счет "непрогибания под мир", по-моему это иллюзия. Иногда полезная, но иллюзия. Мы все результат этого "прогибания". Человек вынужден приспосабливать-себя/учить-себя/изменять-себя. Без этого просто нет жизни, нет развития. Что не гнется - то ломается.
И казалось бы верный подход (я сам его придерживаюсь) "не сваливать всё на внешние обстоятельства" может превратиться в обычное самоедство если мы станем слишком серьезно относиться к теории "отдельности" и "выделенности" человека из общества и мира.

Date: 2017-07-16 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Нормы морали сохраняют облик общества. Свобода волеизъявления помогает обществу эволюционировать. Обе силы нужны для сохранения стабильности. Это как инь и ян, где инь - сохранение устоявшейся формы, а ян - стремление стать большим, страсть.

В макро-масштабах я признаю ценность обоих сил как равно нужных для общества. Но в микро-масштабах, в приложении к конкретным людям с их конкретными чувствами я - за развитие, за признание ценности своего внутреннего мира перед миром внешним. Пассионарность и ян - это сила жизни, сила роста. Я за неё. А пытаться сохранять старые формы, придавая стабильность всей системе, - на это и без меня слишком много желающих.

Date: 2017-07-16 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] daelgaer waergaer (from livejournal.com)
Ну да, согласен, без диалектики ни туда ни сюда)))
А я за гармонию между внешним и внутренним и против придания приоритета одному из них. И да, старые формы нужно ломать, но именно формы, а не ценности. Наверняка когда-нибудь форма парного брака исчезнет, и в этом не будет особой трагедии. Но если исчезнут понятия о долге и верности обязательствам, общество разрушится и пострадают от этого все.

Date: 2017-07-16 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Да уже форма парного брака начинает размываться, и в моё окружении я уже видела вполне счастливые примеры этого, и процентов 90% несчастливых стандартных браков.

Верность должна быть в первую очередь себе самому. Без этого никуда. Тогда если решишь внутри себя, что для тебя - родина и партия важнее всего, тогда и из этого решения будешь принимать остальные - о семье, карьере, свободе и т.п. Проблема в том, что современный человек не обладает таким устройством души, чтобы принятые решения длились всю жизнь, за исключением пока самых базовых, типа пола, сексуальной ориентации, рода, основных векторов мировосприятия.

Принятые во взрослом возрасте решения, за которые можно было реально требовать ответственности, были свойственны временам очень отдалённым. Думаю, массовый перекос сознания в пользу того "что Я хочу, что Я чувствую, кто Я есть", а не что "МИР для меня хочет" пошёл уже со Средневековья. А сейчас, да даже 100 лет назад, у человека уже другое устройство души и сознания. За счёт общего образования и доступности любой информации мы уже не обусловлены своим родом и племенем. Всё перемешивается, всё растворяется, вокруг в тысячи раз больше доступных примеров жизни и поведения. Во многом благодаря таким, как та смелая женщина, люди видят, что они могут быть кем-то иным, чем та заготовка, которую для них сформировали традиция и общество.

В таких условиях цепляться за долг из страха нарушить нормы и быть неугодным обществу - это самоубийство себя как личности. Страх убивает. Но вот быть верным долгу из личного выбора - это нормально. Но никто не вправе требовать от кого-то сделать "свободный выбор" в пользу верности долгу. В современной парадигме сознания это должен быть добровольный выбор.

Profile

napolili

September 2017

S M T W T F S
      1 2
3 4 5 6 7 8 9
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2017 02:45 pm
Powered by Dreamwidth Studios