[personal profile] napolili
Слушала я в феврале аудиокнигу "Гнёзда Химер" Макса Фрая, которая меня сильно впечатлила, т.к. для меня лично обозначила в творчестве Фрая некий качественный переход. Я её пытаюсь читать строго хронологически, и к концу 2-го десятка книг "Хроник Ехо" её простецкий стиль и постоянное однообразное поглощение еды и камры её персонажем меня сильно утомили. За "Гнёзда Химер" бралась с неохотой, ожидая продолжения старой шарманки. Эта книга хронологически стоит приблизительно где-то на 21-м месте, и хоть там и тот же главный герой, но всё остальное полностью иное, что объясняется тем, что главный герой случайно попадает в параллельный мир и пытается оттуда выбраться своими силами без всякой магии, только путём накопленной положительной камры кармы. Иным оказалось и настроение между строками, и это меня и зацепило.

Несмотря на то, что герой остался тем же простецким парнем-рубахой без особо сложных мыслительных процессов и без особых глубоких переживаний, к которому всё само идёт в руки, как по волшебству, и в книгах о котором не встретишь напряжённого голливудского нагнетания, близости к смерти, страстей, метаний и т.п., я, тем не менее, не могла не слушать эту книгу в контексте шаманского развития.

Немного предыстории. В первых 20 книгах "Хроник" герой-лузер оказывается Избранным и с концами переезжает в Атланти Авалл Гипербор сказочный сад с сотней райских гур мир духо параллельный мир, где находится Ехо, образно показав многозначительный фак нашему "злому миру", сделавшему его лузером. В этом обретённом рае ему сходу дают вид на жительство в Европе огромную квартиру, большую зарплату, работу мечты, любовь, заботу заботу самого крутого гуру, уважение и всеобщее восхищение, не говоря уже о двух огромных котах размером с собаку (мой личный предмет зависти). Он там делает головокружительную карьеру, становится одним из самых богатых и завидных женихов в городе, обзаводится аристократическим титулом, набирает сиддхи не по дням, а по часам, смешно шутит, постоянно оказывается умнее всех, часто путешествует по заграницам, становится почти бессмертным и обретает неограниченный доступ к самой вкусной еде в мире, при этом не толстея.

Вы всё ещё не ненавидите его?



В общем, у него есть всё то, что хотели бы себе все те, кто бросается в эзотерику, шаманизм, магию и т.п. Даже те, кто в этом никогда не признается, и даже те, кто прикрывается красивыми словами про "возвращение к источнику" и "вселенскую любовь". Эти последние просто не разрешают самим себе более конкретно очертить круг того, что доставит им схожее удовольствие без растворения в Мировом Океане. :-)

Короче, всё вышеописанное сильно напоминает шаманские путешествия в мир духов, который для каждого выглядит как набор всего самого желаемого, включая собственноручно поверженных врагов в вечно поверженном состоянии. С определёнными поправками это первые этапы шаманской/магической практики. А то, что Фрай за пределами книгописательства что-то практиковала, я в этом нисколько не сомневаюсь. По сути, написание "Хроник Ехо" для неё явилось журналом её собственных шаманских открытий, изложенных в художественной форме. Если бы я закончила литературный вуз, а не паровозный техникум, вы, может, тоже сейчас читали бы тут что-нибудь высокохудожественное, а не обычный блог.

Так вот "Гнёзда Химер"... У меня сложилось впечатление, что этой книгой Фрай сдавала экзамен какому-нибудь обучавшему её до этого магу, чтобы показать, чему она научилась.

Дело не в художественных достоинствах книги. Их тут традиционно нет. И не в завязке сюжета. Но вот попробуйте одной левой придумать около тысячи не существующих в вашем языке слов, чтобы было по звучанию и по ощущениям от этого звучания приблизительно понятно их значение, и чтобы при этом большинство этих слов витало вокруг ругательной и фекально-анальной тематики (то ли это её любимая тема, то ли над ней учитель так пошутил, когда такое задание дал).

Или попробуйте придумать и описать порядка 360 праздников, тоже вокруг жрательно-фекально-анальной темы.

Попробуйте придумать и описать социальную и энергетическую (!) структуру общества, которая кардинально отличается от существующей, но которая реально могла бы существовать, если бы наша история потекла чуть-чуть в иную сторону эдак лет 30 тысяч назад (плюс с десяток дополнительных метеоритов за миллион лет до этого).

Или попробуйте придумать под сотню богов, чтобы они не повторяли реально существующие конкретные, проявленные, модели "бого-генеза", но следовали бы самому его механизму.

У обычного человека от такого усилия мозги вскипят, а автор названий икеевской мебели преждевременно умрёт от рака, вызванного обильным нервным курением. А Фрай ничего. Она после этого написала ещё в два раза больше книг и со всё бОльшим уклоном в неисправимо магическое видение мира (я правда из более позднего сужу только по "Большой телеге" и Сказкам старого Вильнюса"), а также выпустила ещё дополнительно три десятка книг рассказов разных авторов в качестве составительницы.

Порой в процессе чтения "Гнёзд", хочется провести параллели - вот это прокачанные друиды, а вот это фейри, а вот это тамплиеры, а вот это ... Но нет. Эти параллели рассыпаются. Да, проглядывают определённые энергетические потоки, на которых в нашем мире проявились друиды, легенда фейри и средневековые маги, но в "Гнёздах" эти же узнаваемые потоки проявляются в своём собственном "куске мироздания" и с иным значением по шкале проявленности.

Мне кажется, что видеть потоки "между строк" и управлять ими - это важные этапы магического развития. И кстати, обычного интеллектуального развития тоже (хотя многие интеллектуалы всё-таки дискредитировали слово "интеллект" склонностью к излишней религиозно-научной догматичности и ограниченностью существующими хорошо знакомыми и безопасными разделами знаний). В "Гнёздах Химер" Фрай показала, что она их видит на отлично (по моему скромному мнению, но я только-только сама начала их различать, так что весьма смутно представляю себе, что значит делать это на отлично).

К слову, имеется мнение, что в некоторых магических Орденах на каком-то этапе маг должен нарисовать свою рабочую колоду таро. В 2006 году Фрай выступила составителем сборника рассказов "78" по "Таро Тота" (как утверждается в аннотации). Руки пока не дошли этот сборник прочитать, но чем не колода? По сути, это то же видение сути архетипа карты, её потока, и качественная трансформация этого потока в свой личный образ - графический, если речь идёт о традиционной колоде, или текстовый, если речь идёт о филологе Фрай.

И ещё чувство, что в самом названии "Гнёзда химер" зашифрован главный квест любого мага или шамана, несмотря на то, что в самой книге ни разу не показываются ни химеры, ни их гнёзда.

Если кто у Фрая ничего ещё не читал, но вот сейчас захотелось прочитать эту книгу, можно за неё смело браться, не утруждая себя предыдущими 20 книгами "Хроник". Кроме самого Макса в "Гнёзда" не перешло больше ничего сюжетно важного, так что книга самоценна.

Многих может отпугнуть фекально-анальная тема, активно исследуемая автором если не в самом сюжете, то в лингвистике точно. Я с ними соглашусь, но тем не менее, не могу не отметить, что данное явление - неотъемлемая часть нашей жизни и часть семантического поля первой чакры. Возможно, на каком-то этапе у каждого мага настаёт такой момент, когда стихию земли он изучает не по красивым гладким камушкам или огородной земле, где сажает помидоры, а по всем остальным составляющим земной материи, включая отходы нашего тела и даже сами тела на этапе, когда они уже являются отходами.

Ну, и для особых ценителей, в книге явственно прорисованы категории гиликов, психиков и пневматиков, пусть даже и несколько преувеличенно, что является прямой отсылкой к гностицизму, который стоит в фундаменте магического знания.

Upd 2016-08-21: В книге главного героя называют Маггот, что на тамошнем языке значит "демон". Я только что при просмотре лекции о гностических мотивах у Пелевина узнала, что у насквозь магико-гностического Джона Фаулза есть книга The Maggot (в русских переводах - "Червь" или "Куколка"). Я пока его не читала, но теперь уже уверена, что Фрай вдохновлялась именно ею.

Date: 2016-03-26 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] sigyun.livejournal.com
"Вы всё ещё не ненавидите его?"
В "Тихом городе" мы узнаём, что избранник был придуман собственным начальником из Ехо, который помимо памяти о лузерском прошлом наградил его своими достоинствами и теми качествами, которыми, как ему казалось, начальнику всегда не хватало. Это всё объясняет. Макс изначально был собран из лучших качеств всех своих коллег. Джуфин даже почти передумал жертвовать им ради своей изначальной цели. Почти сын, как никак)

Date: 2016-03-26 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Ого! Вот это интрига!
Но Джуффин и сам ничего так.

Тут, конечно, впечатляет наблюдаемая читателем эволюция Макса, т.к. всеми масштабами его лузерства читатель всё-таки проникается. А лузерство Макса в пост-СССР по сравнению с возможным юношеским комплексом неполноценности Джуффина в Ехо - это несравнимые вещи.

Date: 2016-03-26 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] sigyun.livejournal.com
Как раз слушаю эту серию)) Я вот думаю, что некоторые качества Джуффин вложил неосознанно. Желание нравится, например. Знаем ли мы, какие у него ещё скрытые комплексы? ;)

Date: 2016-03-28 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] wiccan-mara.livejournal.com
оу, я сейчас как раз читаю эту книгу (переслушав до этого все книги Хроник и частично Лабиринта). И теперь, после твоего поста, я смотрю на эту книгу совсем под другим углом =) Насчет всех этих названий, слов, описаний традиций и т.д. - у меня тоже было такое подозрение, что не просто так это всё "придумалось" =))

А насчет фекальной темы... чё-то я завмыкала... разве она такая частая?... О_о ну попадается местами... у Страмослябов в частности, но я как-то особо больше и не замечала её. Да и в прошлых книгах тоже. Вот то, что они постоянно жрут - это да, заметно =))) Но меня это ни коим образом не задевает (хотя знаю людей, которые именно из-за этого бросили чтение). А вот любовь гл.героя к сигаретам - вот это раздражает... Но не настолько, чтоб бросить чтение. Я вообще воспринимаю ее книги как легкое чтиво, как сказки для взрослых, именно этим они меня и привлекли =)

Date: 2016-03-28 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
У Фрай есть 2 версии этой книги. В одной из них присутствуют говноеды, и обильно описывается тема табу у всех обитателям этой местности оставлять свои отходы на земле, дабы не разгневать местных фейри. Позже она издала другую версию этой книги, из которой убрала данных персонажей и возможно всё относящееся к этому табу, т.к. тема слишком уводит в область расологии, что подавляющим большинством её читателей может интерпретироваться слишком однобоко.

Плюс в конце, в приложении, приведён полный календарь страмослябов, где нередки развлечения с фекалиями.

Date: 2016-03-29 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] wiccan-mara.livejournal.com
ах ну да, дерьмоеды бэу и грэу =))) как я могла про них забыть XDD Только получается, что эта книга, где дерьмоеды, куча сносок, описаний традиций и т.д. (и которая про Овётганну) - как раз вторая, типа режиссерская версия. А вот в первой (про Хугайду), получается, дерьмоедов нет? забавно =)) я, перед тем как начать читать Гнезда, полезла в сеть чтоб понять в чем разница двух вроде как одинаковых книг. Там и нашла объяснение, ну и типа вторая книга ощущается немного тяжелее первой. Вот только я думала что текст там всё же на 90% одинаковый =) Моя мама прочитала тоже версию про Овётганну, сказала что тяжеловато шло, особенно из-за кучи этих словечек того мира и объяснений =)) ну и да, дерьмоеды её напрягали =)))))))

календарь страмослябов в конце ещё не читала (я сейчас на середине книги) =)

Date: 2016-03-29 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] napoli.livejournal.com
Я сама обе версии не читала. Про разницу в комментариях на флибусте вычитала. У меня была та версия, которая в аудио-формате на трекере лежит (если она там одна).

Так которая из них с дерьмоедами? Про Овётганну?
Там тяжёлая для восприятия часть, когда встреченная Максом принцесса устраивает ему лекцию о географическом строении их мира. Этот отрывок вообще не в тему, если бы эта книга была "лёгким чтивом". Но показывает огромную работу автора по составлению карты этого мира.

Date: 2016-03-29 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] wiccan-mara.livejournal.com
да, если дерьмоеды отсутствуют в другой версии, то они в той, где Овётганна.

не-не, судя по описанию из интернетов, тяжелость книги была не в этом, а в самом восприятии происходящего. Увы, не могу сама это объяснить, ибо не читала, поэтому просто привожу фразу автора: "в одном варианте фигурирует ветер по имени Хугайда, в другом ветер называется Овётганна; при большом внешнем сходстве (в романах всего несколько десятков несущественных, на первый взгляд, отличий) книги проникнуты совершенно разным настроением. История, рассказанная в "Хрониках Хугайды", чуть проще и оптимистичнее; "Хроники Овётганны" изредка позволяют читателю заглянуть в жутковатые глаза неизвестности – с безопасного расстояния, разумеется"

хотя географический ликбез от Альвианты я всё равно благополучно пролистала ибо неинтересно =))

Profile

napolili

September 2017

S M T W T F S
      1 2
3 4 5 6 7 8 9
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 20th, 2017 08:43 am
Powered by Dreamwidth Studios