napolili ([personal profile] napolili) wrote2016-04-11 08:07 am

Медитации о богах. Викка по христианской модели. Магия вместо религии в древнем мире. Часть 1

1, 2, 3, 4

За время общения с викканами и прочими язычниками, включая и однонаправленное общение, то есть чтение книг, написанных язычниками (типа Галины Крассковой и Рэйвена Кальдеры), у меня сложилось впечатление, что их отношение к богам во многом строится по христианской модели. Правда, также возможно, что я сама наблюдаю за языческим отношением к богам через призму христианской модели. Попробую в этом разобраться.

Такие мысли у меня появились по итогам 3-дневной медитации над древними (в основном, египетскими, греческими и римскими) артефактами в Британском музее. Начать с того, что бóльшая часть экспонатов напрямую относятся к бытовой магии, а не к крупному религиозному культу. Нередки при этом изображения древних богов сомнительной эстетической ценности, а то и вовсе сделанные тяп-ляп. Поэтому поневоле задаёшься вопросом, а испытывал ли среднестатистический древний грек к Зевсу или Гермесу пиетет, подобный тому, какой испытывал среднестатистический христианин.

Христиане привнесли в мировую религиозную практику элемент отдалённости от бога. Вот тут я, вот там далеко бог, а где-то между мной и богом находится священник, но от меня до священника почти так же далеко, как от меня до бога, потому что он умный, избран, много учился, много постился-молился, наверняка отмечен богом и всё такое, ну а я грешный со всеми своими недостатками, конечно, не он. Подобная модель сейчас сидит в головах у всех тех, кто склонен плестить за гуру, а не думать своей головой, кто ищет в мировых мистических практиках Высшую Идею, секретный магический рецепт, волшебную палочку, которая решит все проблемы, но и кто одновременно догадывается, что этого не существует. Христианство насадило мыслеформу поклонения Отцу-патриарху и родительской помощи извне, что одновременно означает насаждение роли вечного ребёнка поклоняющемуся. Пока существует дуализм ребёнок-отец или младший-старший, ребёнок в духовном плане никогда не станет зрелым мужем или состоявшейся женщиной.

Таким образом, я вижу в язычестве восприятие богов как чего-то почти исключительно потустороннего, к чему невозможно прикоснуться, чему следует поклоняться просто ради самого процесса поклонения для поддержания модели младший-старший и усиления позиции старшего. Да и когда с богами отваживаются общаться не только в одностороннем порядке в личных молитвах и подношениях, но и ожидая их конкретного проявления в рамках ритуала, то появляется ощущение, что это происходит с соблюдением огромного количества техник безопасности, начиная от специального языка инвокаций, возвышающего того, к кому взывают, и заканчивая повышенными требованиями духовной и энергетической чистоты к тем, кто взывает.

Подобные повышенные требования также могут выражаться и в повышенном самобичевании в процессе каких личных практик, посвящённых богам. Типа не соблюл того, не удержался, не выполнил такой-то ритуал, чего-то не сказал, что должен был, и теперь ведь "прилетит обратно", ведь в "ту сторону" столько всего возвышающего было закачано. А для нас с детства архетип более высокого, старшего, родителя, несёт элементы как минимум строгого голоса за проступки, а для кого-то - порки и изгнания из дома.

Тут я ожидаю многочисленные возмущения от читающих меня язычников, мол, у нас всё не так, мы видим бога-богиню в окружающей среде, запросто так общаемся, и вообще мы с Гекатой и Одином на короткой ноге. Но стоит только представить, что вы стоите в одиночестве на поле или, там, в лесу и медитируете на какую-нибудь Персефону или Пана, и тут видите, что оно к вам выходит во вполне недвусмысленном узнаваемом виде, который вы при всём желании не можете списать на спонтанную галлюцинацию. Будете ли вы чувствовать себя как в присутствии динозавра или звезды или же воспримете данного персонажа как члена своей семьи?

[identity profile] napoli.livejournal.com 2016-05-03 11:31 pm (UTC)(link)
Может, как раз те, кто эти рисунки рисовали, и делали во время рисования свою магию, и в этом смысле являются не мейн-стримом виккан? Из тех виккан, что я наблюдала непосредственно и через соцсети у меня сложилось впечатление, что они ради красивых картинок и атрибутики в викке сидят.

Народ с эры интернета и соцсетей избалован внешней красотой:
https://vk.com/witchofthewilds
https://vk.com/dnevnic_irlandca
https://vk.com/witchcopper

[identity profile] sigyun.livejournal.com 2016-05-05 06:33 pm (UTC)(link)
Что-то подумалось, что в Викке есть другой след христианства. Не уверенна, что смогу чётко объяснить). Это абсолютизация принципа "не навреди". Сам по себе принцип очень хорош, но иногда надо и по лбу обидчику дать, не для наказания, а чтобы объяснить, что так, как он делает, делать больше не надо. А в Викке (может, я с ней слишком поверхностно знакома?) самим бить низзя (закон тройного воздаяния или что-то в этом роде), а только попросить высшие силы как-то мирно разрулить ситуацию. Христианское смирение как оно есть.

[identity profile] napoli.livejournal.com 2016-05-05 11:10 pm (UTC)(link)
Хотя "правило тройного отката" и является одной из заповедей Викки, но в реальной магической работе у нормальных людей не настолько часто возникает потребность реально навредить. Наоборот большинство сразу хочет начать "нести благо", исцелять, возвращать любимых, устраивать пары, устраивать на работы, помогать получать дипломы, находить потерянное, устраивать хорошую погоду, делать вокруг красоту и радость и т.п. Короче, быть хорошим и нужным. На некоем продвинутом уровне мистического осознавания мироздания начинаешь понимать, что и в этих делах можно навредить благими намерениями, но большинства это не очень касается.

Мне кажется, в христианстве абсолютизация этого принципа только у толстовцев. Остальные очень даже вредят насаждением своего самого правильного мнения, ограничением воли других, преумножением догматизма и отупления и т.п. Но это к среднестатистическим христианам скорее относится, а не к мистикам, которые "заботятся только о своём спасении".